Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Ответы на часто задаваемые вопросы
Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за размещение в сети «Интернет» материалов, направленных на возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями?
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации установлен запрет на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Статьей 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
Наказание за совершение вышеуказанного административного правонарушения предусмотрено в виде административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение такого правонарушения лицом после привлечения его к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года влечет уголовную ответственность, максимальное наказание за которое предусмотрено в виде лишения свободы сроком на 6 лет.
На сайте в сети «Интернет» распространяется информация о о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, какая процедура признания указанной информации, запрещенной к распространению?
Согласно частям 1-3, 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, одним из оснований для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию (далее – Правила), является решение Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений.
Таким образом, решение о признании информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации принимается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Предусмотрена ли ответственность за оскорбление участников судебного разбирательства?
Статьей 297 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, в том числе, оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия.
Под оскорблением понимаются неприличные высказывания, жесты, действия, направленные на унижение чести и достоинства участников судебного разбирательства.
Потерпевшей стороной может являться любой участник судебного разбирательства (судья, присяжный заседатель, подсудимый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик, третьи лица, прокурор, защитник, эксперт, специалист, переводчик, иные лица).
Ответственность за указанное преступление предусмотрена либо в виде штрафа до 200 тыс. рублей, либо обязательных работ на срок до 480 часов, или исправительных работ на срок до 2 лет, или ареста на срок до 6 месяцев.
Установлены ли законодательством ограничения для размера удержаний из заработной платы?
Статьей 138 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.
Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.
Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.
Какая ответственность предусмотрена за неправомерный доступ к компьютерной информации
В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ от 15.12.2022 № 37 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» под неправомерным доступом к компьютерной информации понимается получение или использование такой информации без согласия обладателя информации лицом, не наделенным необходимыми для этого полномочиями, либо в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка независимо от формы такого доступа (путем проникновения к источнику хранения информации в компьютерном устройстве, принадлежащем другому лицу, непосредственно либо путем удаленного доступа).
Согласно действующему законодательству, за неправомерный доступ к компьютерной информации предусмотрена уголовная ответственность.
Так, частью 1 статьи 272 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, максимальное наказание за которое предусмотрено в виде 2 лет лишения свободы.
В случае, если это деяние было совершено из корыстной заинтересованности или повлекло за собой наступление последствий в виде причинения крупного ущерба, то максимальное наказание санкция статьи предусматривает в виде 4 лет лишения свободы.
Если указанное преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, то максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы сроком на 5 лет.
При наступлении тяжких последствий или при возникновении угрозы наступления таких последствий, санкцией статьи предусмотрено максимальное наказание в виде 7 лет лишения свободы
Какая роль в борьбе с коррупцией отводится сотрудникам прокуратуры?
Деятельность органов прокуратуры России по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Она направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.
Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.
Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Кроме того, у органов прокуратуры имеются дополнительные механизмы, помогающие выявлять коррупционеров.
Например, создана целая система по обмену информацией с различными ведомствами и органами. Так, Генеральной прокуратурой проводится работа по совершенствованию правовой базы сотрудничества с различными федеральными государственными органами и организациями для более эффективного выявления и пресечения нарушений законодательства о противодействии коррупции.
С этой целью Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии в области противодействия коррупции с ФНС России, Пенсионным фондом России, Росреестром, Росфинмониторингом, МВД России.
Указанные соглашения регламентируют информационный обмен для повышения эффективности проверок соблюдения антикоррупционного законодательства и заключаются в целях своевременного обеспечения прокуроров необходимой информацией для организации эффективного надзора за исполнением государственными и муниципальными служащими, в том числе бывшими, установленных законом ограничений, запретов и обязанностей. Повсеместно данные этих органов используются при проверке достоверности и полноты представляемых ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также при проверке соответствия расходов чиновников и членов их семей полученным ими доходам.
До настоящего времени обмен информацией осуществлялся в основном путем направления письменных запросов и получения на них ответов. Минусом такой процедуры обмена данными являлись длительные сроки переписки, трудозатраты на обработку таких запросов.
Для повышения оперативности в настоящее время обмен информацией между прокуратурой и другими ведомствами осуществляется в электронном виде.
Считается ли лицо подвергнутым административному наказанию повторно, если оно совершено до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления об административном правонарушении?
Да считается, это регламентировано статьей 4.6 КоАП РФ в которой указано, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Если в этот период лицо вновь совершает однородное административное правонарушение, за которое оно подвергается административному наказанию, то в данном случае будет иметь место повторность его совершения.
Повторное совершение однородного административного правонарушения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ является одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Каким образом оформляются рецепты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ?
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» рецепты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, оформляются на специальных бланках на бумажном носителе и (или) формируются с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лечащего врача или фельдшера, акушерки, на которых возложены функции лечащего врача, и соответствующей медицинской организации.
Выдача рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, без соответствующих медицинских показаний или с нарушением установленных правил оформления запрещается и влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, полностью охватывается диспозицией статьи 233 УК РФ, максимальное наказание за которое предусматривает лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Каков режим работы несовершеннолетнего работника?
В силу ст. 94 Трудового кодекса Российской Федерации, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет - 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 139-ФЗ)
для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа.
Нарушение работодателем режима рабочего времени несовершеннолетнего работника несет административную ответственность по ч. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ.